1 января 2017 года истечет срок прохождения обязательной классификации отелей 11 регионов FIFA. Несмотря на то, что осталось уже менее двух месяцев, отельеры ряда регионов не спешат подтвердить звездность своего отеля. О том, почему это происходит и что будет с отелями, не получившими свидетельство, Lodging.ru узнал у экспертов.
По данным первой половины ноября, только три региона демонстрируют 100% прохождение классификации — Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Чуть ниже цифры у Калининградской области — 91,92% и Татарстана — 87,19%. Самый низкий показатель у Свердловской области — 68,51% и Нижегородской — 70,88%. За ними следуют Самарская обл. — 73,68%, Мордовия — 79,49%, Ростовская обл. — 85,61%, Волгоградская обл. — 86,69%.
Одной из причин, по которой отельеры не спешат подать документы, по словам Марианны Королевой, генерального директора Premier-Deal Hospitality, является недоверие к аккредитованным организациям (АО).
«На рынке сейчас более 80 организаций, проводящих работы по оценке. Большинство из них – компании, близко не связанные с гостиничным бизнесом. У гостиниц просто нет доверия к «оценщикам», – рассказывает М. Королева.
Такое отношение отельеров, вероятно, вполне оправдано. Как рассказала Lodging.ru Лилиана Биткулова, генеральный директор ООО «Центр классификации», сами отельеры говорят о присутствии на рынке большого количества некомпетентных экспертов, работающих во вновь открывшихся аккредитованных организациях.
«На рынке появилось достаточно большое количество новых аккредитованных организаций, где есть «специалисты», называющие себя «экспертами», не имеющие достаточного опыта работы по классификации, которые присваивают желаемые отельерами «звезды», не проводя глубокого анализа, поверхностно, дистанционно, сводя классификацию только к проставлению «+», – говорит Л. Биткулова. – К сожалению, это имеет место быть».
Однако, в качестве главного фактора выступает расчет на «традиционный русский авось». Так, по мнению Марианны Королевой, отельеры элементарно тянут время с прохождением классификации, думая, что успеют в последний момент. Это не смотря на то, что из-за низких показателей срок прохождения классификации увеличили еще на полгода.
Кроме того, нежелание часто связано с незнанием самого процесса.
«Кто-то считает, что в любой момент, обратившись в любую аккредитованную организацию, не прилагая усилий по подготовке к классификации, смогут получить заветное Свидетельство на желаемую категорию», — замечает директор «Центра классификации» Лилиана Биткулова.
Между тем, добросовестное прохождение классификации — многоэтапное действие, включающее не только сбор и подачу необходимых документов, но и работа над исправлениями, необходимыми для реального подтверждения соответствию звездам и положительному заключению АО. Так, к примеру, эксперт АО может обязать отельера закупить в номера несколько позиций необходимых для заявленной звездности предметов обихода, или предоставить недостающие документы, изготовление которых может затянуться на недели, что необходимо брать в расчет при подаче документов.
Проблему недостаточной информированности отельеров Владимир Ефимов, руководитель департамента по классификации средств размещения РГА г. Москва, связывает также с отношением местных региональных органов власти к этому вопросу.
«О том, что Министерством культуры внесено предложение законодательно оформить обязательность классификации для всех средств размещения, далеко не все отельеры знают, - считает Ефимов. - Во многом ситуация зависит от отношения региональных органов власти к этой проблеме. Там, где разъяснительная работа ведется более активно, есть и результаты. Приходит понимание, что процедура требует времени на подготовку средства размещения. Кто раньше начал заниматься, тот и будет готов вовремя».
В качестве эффективного стимулирования, как отмечает эксперт, может стать выделение субсидий, а не введение системы штрафов. Сейчас финансовая поддержка оказывается отелям только двух регионов FIFA – Калининградской и Ростовской областей.
И все же повышенное внимание со стороны ФАС приносит ощутимые результаты. По словам Владимира Ефимова, изменение отношения антимонопольной службы к самодеятельным звездам, а следом за ними и сайтов бронирования отелей, заставляет отельеров корректировать свое отношение к классификации.
Единогласно эксперты считают, что отельеры, заботящиеся о репутации своих гостиниц и не желающие терять клиентов, уже прошли классификацию или приходят к пониманию необходимости ее прохождения. Получение «заветного свидетельства» становится прямым доказательством добросовестной работы отеля, внимательного отношения к своим клиентам и заботы о собственной репутации. В конечном итоге, не подтвердившие свою звездность гостиницы, рискуют подвергнуться наказанию — получить штраф, быть закрытыми сроком до 90 дней, или потерять доверие клиентов, что для части отельеров может обернуться серьезными последствиями