Отельерам «футбольных регионов» осталось чуть меньше недели на получение свидетельства о присвоении звездной категории – 1 января 2017 года истекает срок прохождения классификации средств размещения. Это уже второй установленный дедлайн, первый истек 1 июля 2016 года, но из-за низких показателей срок был продлен еще на полгода. Для тех, кто не уложится в отведенное время, предусмотрены штрафные санкции.
По данным Федерального перечня, 100% классификацию демонстрируют только 3 региона из 11: Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Калининградская область приближена к абсолютному показателю — здесь классифицированных объектов зарегистрировано 94,4%, чуть ниже показатели у республики Татарстан — 90,5%, Волгоградской области — 89.16%, республике Мордовия — 87,18%, Ростовской области — 85.25%. В замыкающую тройку входят Свердловская область — 79,26%, Самарская область — 77,63%, Нижегородская область — 77,54%.
Напомним, в первом материале Lodging.ru выяснял у представителей аккредитованных организаций (далее АО), с чем связан неторопливый процесс подтверждения своих звезд в ряде регионов. Единогласно эксперты сошлись во мнению, что часть отельеров беспечно откладывают эту работу на «последний момент». На этот раз мы спросили у экспертов, представляющих отельеров, что они думают о классификации и срывах дедлайна.
Артем Мачульский, директор по развитию «UPRO GROUP», в отличие от представителей АО, считает, что ключевыми сдерживающими факторами в процессе подтверждения звездной категории являются недоверие отельеров к экспертам по классификации и порой немного оторванные от реальности требования самой системы классификации.
– Я не хочу сказать, что требования системы неадекватны. Ведь это, по большому счету, первая попытка для нашей страны сделать систему обязательной, – одновременно замечает Мачульский.
Он также подчеркнул, что представители аккредитованных организаций зачастую имеют значительно меньший опыт работы в отеле или в туризме в целом, чем сотрудники объекта, который они классифицируют. Что ставит под сомнение «экспертность» оценки, проводимой в строгом соответствии с инструкцией, не сообразуясь с реальным опытом.
– Они (Прим.: представители АО) строго действуют по инструкции, и выступают "инспекторами". А должны, на мой взгляд, выступать "проводниками" отеля в процессе классификации. – говорит Артем Мачульский.
Екатерина Козлова, эксперт по классификации гостиниц и иных средств размещения ООО "Управляющая компания "Отели Юста", рассказала с чем связан низкий показатель прохождения классификации в Свердловской области, которая несколько месяцев подряд находилась в «хвосте» списка Федерального перечня (Сейчас Свердловская область занимает 9 место из 11). Она объясняет это совокупностью трех факторов.
– Связываю это с тем, что, во-первых, на территории Свердловской области был всего 1 аккредитованный орган по классификации, во-вторых, неинформированность отельеров (в мае как раз началась активная работа над этим), и, в-третьих, нежелание отельеров проходить классификацию, – рассказывает Козлова. – Они не видят в этом необходимости и надеются, что им повезет: отменят классификацию, перенесут срок, их не проверят и т. д.
Среди дополнительных причин Екатерина выделила неверное понимание самого процесса классификации, как по срокам, так и по самой процедуре прохождения.
– Отельеры не всегда знакомы с законодательством и делают самостоятельную оценку своего объекта, ставя им произвольное количество звезд. И, когда эксперт приезжает на объект, оказывается, что он совсем не соответствует заявленной звездности, – рассказывает Екатерина. – И в этом случае нужно принимать решение – улучшиться, вложив поределенное количество денег, и получить желаемые звезды или не тратиться и получить статус ниже.
Кроме того, у многих нет необходимого перечня документов, которые необходимо собрать, чтобы пройти классификацию. Многие отельеры, по словам Екатерины Козловой, думают, что придет эксперт и все сделает за них, но это не так.
- Чтобы пройти быстро и качественно классификацию, необходимо подготовиться, – подчеркивает она.
Однако, эксперты единодушно сходятся во мнении, что первый опыт введения обязательной классификации средств размещения, приуроченный к проведению Чемпионата мира по футболу, положительно скажется на отечественном гостиничном бизнесе. Снизится количество «нечестных игроков», а также улучшится качество предоставляемых слуг в небольших гостиницах, являющихся не профильным бизнесом для их владельцев, и где услуги предоставляются «по наитию».
Поэтапное введение обязательной классификации во всех регионах России, начиная с 2018 года, по мнению директора по развитию «UPRO GROUP», способно подтянуть гостиничный рынок России при условии доработки ряда «выплывших» проблем.
– Я уверен, система будет совершенствоваться. Отрадно понимать, что мы уже сделали большой шаг вперед, – позитивно заключает Артем Мачульский.
О подготовке соответствующих подзаконных актов, призванных доработать эти самые проблемы, заявляла в СМИ директор департамента туризма и региональной политики Ольга Ярилова.
– В Административном кодексе, который мы вносим в правительство параллельно с законопроектом об обязательной классификации, предусмотрена ответственность гостиниц за работу без свидетельства и за использование несоответствующей категории, – рассказала Ярилова. – Кроме того, в подзаконных актах предстоит предусмотреть ответственность аккредитованных организаций и лишение их аккредитации в случае недобросовестной деятельности, за присвоение несоответствующей категории тому или иному отелю.
Обязательная классификация по всей России будет введена в три этапа. С 2018 года классификацию должны будут пройти гостиницы с номерным фондом более 50 номеров, с 2019 года вводится обязательная классификация для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 2020 года классификация коснется всех остальных гостиниц и других средств размещения.